Дефицит усилится

Расчет социально-экономических эффектов, проведенный в свое время инициаторами проекта, показал, что снижение чистой прибыли автотранспортного предприятия составит всего 0,5%. Такое же снижение ожидается в рентабельности данной отрасли. Учитывая, что сегодня она не превышает 5%, падение прибыли для перевозчиков будет весьма заметным.
По мнению отцов-разработчиков «Платона», это сущий пустяк в сравнении с бонусами, которые получит в средне- и долгосрочной перспективе российская экономика: ожидаемый к 2025 году прирост ВВП составит не менее 27 млрд рублей, а экономический эффект от снижения количества ДТП вследствие улучшения качества дорожного полотна к 2031 году оценивается в 10 млрд рублей.
Участники рынка уверены, что повышение тарифа усложнит и без того непростое положение отрасли автомобильных грузоперевозок.
— Автомобильная отрасль кормит сама себя — здесь нет программ государственной поддержки. Чтобы пополнить или обновить автопарк, перевозчик берет кредиты на общих основаниях — мне за 25 лет в отрасли никто не дал ни рубля по льготной ставке, при этом если до кризиса грузовик стоил в среднем 2,5 млн рублей, то сегодня его цена — не менее 5 миллионов, — говорил в ходе круглого стола председатель правления Ассоциации международных автомобильных перевозок АСМАП Леонид Штейнберг. — Один автомобиль помимо водителя кормит как минимум еще пять человек, занятых в его обслуживании, не говоря уже об их женах и детях.
Штейбнерг прогнозирует продолжение сокращения количества грузоперевозчиков: сегодня его Ассоциация насчитывает 400 членов против 600 несколькими годами ранее.
«Массовый исход» в свою очередь повлечет за собой усиление дефицита на этом рынке, который по мнению Сотникова, сегодня составляет не менее 30%. В «Союзмолоке» предвидят дальнейшее сокращение еще на 20% в среднем по стране, а в самом густонаселенном и экономически активном Центральном федеральном округе — на все 30%.
На этом фоне статистика Росстата выглядит парадоксальной: за январь — октябрь прошлого года на автомобильные перевозки пришлось почти 70% грузооборота в стране, при этом прирост объемов перевозки грузов автотранспорта достиг 191,8 млрд тонно-километров.