От изящной "игрушки" до драмы и балета-ревю: Чувашия готовится к балетному фестивалю

Варвара Чувина-Егорова и Данил Салимбаев Елена Лемешевская и художник-постановщик балета Нунча Валентин Федоров (заслуженный художник Чувашии) Валентин Федоров: В балете Нунча показывается

Варвара Чувина-Егорова и Данил Салимбаев Варвара Чувина-Егорова и Данил Салимбаев Елена Лемешевская и художник-постановщик балета "Нунча" Валентин Федоров (заслуженный художник Чувашии)… Елена Лемешевская и художник-постановщик балета «Нунча» Валентин Федоров (заслуженный художник Чувашии) Валентин Федоров: "В балете "Нунча" показывается борьба матери и дочери, молодости и зрелости. Зрелость… Валентин Федоров: «В балете «Нунча» показывается борьба матери и дочери, молодости и зрелости. Зрелость побеждает, но умирает». Директор театра Максим Жучин: "Балетный фестиваль теперь будет проводиться в марте или в апреле - в зависимости… Директор театра Максим Жучин: «Балетный фестиваль теперь будет проводиться в марте или в апреле — в зависимости от гастрольного графика труппы».

17 марта, в первый, премьерный день XV Международного балетного фестиваля, в Чувашии будут представлены два одноактных балета — абсолютно разных по жанру, тематике и сценическому воплощению. Контрастный дуэт — игрушечно-сказочную «Вальпургиеву ночь» Ш.Гуно и драму «Нунча» К.Ламбова, по заверению постановщиков, «будет интересно смотреть». О премьерном тандеме как главном балетном ожидании шла речь на пресс-конференции, посвящённой балетному фестивалю, передаёт корреспондент ИА REGNUM .

Руководство театра с гордостью сообщило, что не успели одноактные балеты вывести в большой свет, как их уже хотят видеть в других театрах. «Нынешние спектакли вызывают колоссальный интерес у руководителей других театров. В Саранске, во всяком случае. Мы ещё не видели премьеры, а они уже приглашают нас с этими спектаклями», — отметила художественный руководитель и главный дирижёр Чувашского государственного театра оперы и балета Ольга Нестерова.

Балет «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно — совместная работа питерских мастеров: балетмейстера Данилы Салимбаева и художника Варвары Чувиной-Егоровой. Комментируя выбор спектакля, постановщики сообщили, что исходили «из соответствия нужд театра» и его контрастности второму премьерному спектаклю. «Это совершенно два разных спектакля, поэтому будет интересно смотреть. Постановка, думаю, полюбится зрителю в первую очередь тем, что смотреться она должна легко, увлекательно, пролететь как искра, как маленькая комета, вспышка», — сказал Данила Салимбаев, подчеркнув, что, несмотря на лёгкость, в спектакле «всё-таки будут заданы вопросы, которые волнуют
2002
каждого человека»: «А в целом это очень красивая, изящная игрушка». «Захотелось сделать балет на грани реальности, выдумки, каких-то фэнтезийных моментов», — поделилась художник-постановщик.

Сказочный спектакль питерцев сменит драма в постановке чувашских балетмейстеров Галины Никифоровой (заслуженная артистка Чувашии, руководитель балетной труппы театра) и Елены Лемешевской (заслуженная артистки России). В основе балета «Нунча» — итальянские рассказы Максима Горького . С идеей постановки спектакля обратился в театр болгарский музыкант Кирилл Ламбов: «Нунча» уже ставилась в Пловдиве десять лет назад, однако не оправдала ожидания композитора. «И тогда композитор обратился к русским балетмейстерам, потому что ему самому не очень нравилась болгарская постановка, — рассказала Елена Лемешевская. — Видимо, она не соответствовала его ожиданиям, его вИдению, воплощению музыкального материала. В Пловдиве спектакль был решён в стиле модерн, где герои в брюках каких-то, в тапках». «Когда мне давали для просмотра диск, то сказали: «Вы не смотрите, вы только слушайте музыку. Смотреть не надо, не стоит оно того», — сказала постановщица, подчеркнув, что просмотр не «сбил» при создании спектакля для чувашской сцены.

Также было отмечено, что музыкальный материал был дополнен новыми фрагментами. «Зацепила сама тема, и музыка зацепила. Эта драма на сегодняшний день очень актуальная, очень важная, очень близкая всем нам. Балет выстрадан, балет выношен, балет пережит. Если зритель, посмотрев спектакль, захочет прочитать рассказ, это дорогого стоит», — отметила Елена Лемешевская.

Главную партию в балете исполнит сама постановщица: «Единственная возможность продлить своё существование на сцене, когда сам выходишь где-то в каких-то своих постановках. Хотя, конечно, там есть другие замечательные исполнители, которые, может быть, сделают это интереснее, лучше».

18 марта фестиваль продолжил «Спящая красавица» П.Чайковского, где главные роли исполнят Елизавета Небесная (заслуженная артистка России, ведущая солистка Русского камерного балета «Москва»), Андрей Евдокимов (солист Большого театра ) и Константин Героник (солист Национального академического Большого театра Белоруссии). 19 марта впервые в Чувашии будет представлен спектакль Государственного театра оперы и балета Удмуртии. Балет-ревю «Не ревнуй меня к Бродвею» поставлен по мотивам романа Сомерсета Моэма «Театр» и трагедии Жана Расина «Федра». И мажорный аккорд — гала-концерт 20 марта.

На проведение балетного фестиваля международного уровня из бюджета Чувашии выделено 300 тыс. рублей. «Когда мы планируем, то исходим только из этих финансовых возможностей. В дальнейшем, если появляются спонсоры, мы просто можем что-то сделать лучше, кого-то ещё дополнительно пригласить. Не могу сказать, что такая уж большая у нас спонсорская поддержка, к сожалению», — констатировал директор театра Максим Жучин.

В ходе пресс-конференции также был поднят вопрос о постановке национального балета. «Хочется, чтобы уже в нашем театре появился замечательный национальный балет. Сейчас мы живём надеждой, что следующий фестиваль у нас откроется национальным балетом», — призналась Ольга Нестерова, заверив, что «в этом направлении сейчас активно ведём работу». При этом она со вздохом отметила, что поставить его можно будет только на грантовые средства, так как выделяемых финансовых ресурсов недостаточно. Комментируя грантовую балетную постановку «Свет вечерней зари», которая после премьеры в 2007 году в рамках фестиваля вызвала массу критических замечаний и приказала долго жить, Максим Жучин пояснил, что он был «поставлен на приглашённых артистов». «Там есть ряд моментов, которые пока препятствуют показу, но тем не менее мы планируем этот спектакль восстановить», — сообщила Ольга Нестерова.