Эксперт: Архангельской области нужно предлагать туристам нечто иное, нежели соседние регионы

Автор и тренер Школы инновационного развития территорий Глеб Тюрин. Иллюстрация: altairegion22.ruЧтобы развивать туризм в регионе, Архангельской области нужно предлагать нечто иное, нежели

Автор и тренер "Школы инновационного развития территорий"  Глеб Тюрин. Иллюстрация: altairegion22.ru… Автор и тренер «Школы инновационного развития территорий» Глеб Тюрин. Иллюстрация: altairegion22.ru

Чтобы развивать туризм в регионе, Архангельской области нужно предлагать нечто иное, нежели соседние регионы. Так считает автор и тренер «Школы инновационного развития территорий» Глеб Тюрин (Ленинградская область).

«Пару лет, которые я не живу в области, я почти не слежу на тем, что происходит в этой сфере. Но пару лет назад, она была в целом довольно плачевной. Развитие туризма шло, но достаточно медленными темпами, неравномерно, — говорит Глеб Тюрин . — В Карелии и Вологодской области положение совершенно другое — и в качественных, и в количественных показателях. Просто как небо и земля. Архангельская область предлагает в известном смысле тот же или почти тот же продукт, что и Вологодчина или Карелия — предлагает северный народный колорит. Но при этом находимся намного дальше от основного потребительского рынка, т.е. Москвы и Петербурга. Мы пока находились в тени этих регионов, по большому счету, мы не можем с ними конкурировать. Необходимо предлагать некий другой продукт, по-другому его позиционировать».

Глеб Тюрин почти 10 лет занимался в Архангельской области развитием местных сообществ, позже он занимался тем же в Вологодской и других областях. Именно поэтому он уверен в том, что роль местных сообществ в туризме — очень велика. Он утверждает, что туризм нужно развивать только в сотрудничестве с местными сообществами, иначе положительного эффекта не достичь. «Нельзя говорить, что рост туризма сам по себе есть благо для региона, что рост числа приезжающих, числа турпродуктов и оказываемых услуг влечет за собой только позитивные последствия для региона, — отмечает Тюрин. — Рост туризма может нести и негативные последствия и не только в виде роста антропогенной нагрузки, разрушения среды. Зачастую рост в этой сфере приводит к тому, что экономическое положение населения ухудшается. Это происходит тогда, когда основным участником процесса являются внешние агенты, инвесторы. Основные прибыли при этом будут уходить из территории, рост местной занятости будет незначительным. Зато возросший поток туристов приведет к росту цен. И в конечном итоге положение местных жителей ухудшается, не смотря на то, что в сфере туризма этого региона крутятся миллионы».

Примером именно такого развития ситуации Глеб Тюрин назвал Великий Устюг. «Приход этого большого туристического бизнеса на московские деньги дал огромный рост показателей для области, огромные деньги некоторому количеству людей вне Устюга и почти ничего не дал людям в самом городе. Рабочие места — капля в море. При этом все стало намного-на
16e2
много дороже при условии, что денег у людей больше не стало, — описывает положение дел в Великом Устюге эксперт. — В итоге такого «развития» туризма устюжане стали намного беднее и бесправнее. Хотя не сомневаюсь, что ты найдешь отчеты в которых дается радужная картина положения дел в Устюге (рост числа приезжающих, сдаваемых номеров и т.п.). Так вот нужен ли такой рост туризма?» Именно для того, чтобы избежать такой ситуации и развивать туризм вместе с территорией по мнению эксперта, нужно думать о том, как включить население (какую-то его часть) в создание и раскручивание этой сферы, о том как поменять устоявшиеся стереотипы, подходы, новые виды взаимодействия. «Местные сообщества (в виде ТОСов или иначе) должны быть основным игроком в вопросах развития туризма, как и всех прочих видов бизнеса. Они могут стать такой основой. Думаю, наш опыт это показал. Хотя не в полной мере, мы только начали делать тогда реальные шаги», — напомнил Тюрин.

По мнению эксперта, потенциал Архангельской области в сфере туризма «даже еще не распечатан». Привлечение внимания местных сообществ к этому процессу, помощь им в создании креативных идей, включение их в работу станет, по мнению Тюрина, залогом роста внутреннего и внешнего туристического потока. «Но если подавляющее большинство людей исключены из этого процесса и пассивны, пока у них нет энергии, понимания и желания, это будет мешать развитию туризма. В этом случает заработать на туризме в регионе сможет только кто-то чужой», — уверен он.